Главная страница
Орден
Отправь открытку с Днем Победы
Главная Новости

К 70-летию начала Великой Отечественной: Красная армия, год 1941 (досье БЕЛТА)

14.06.2011 | БелТА

То, что война с гитлеровской Германией неизбежна, стало понятно еще задолго до ее начала, и Советский Союз несколько лет готовился к предстоящей схватке. События уже бушевавшей в Европе Второй мировой и опыт советско-финляндской войн указали руководству СССР на необходимость внесения существенных изменений в развитие Красной армии и флота, резкого повышения их боевой мощи и готовности. В результате было принято решение увеличить численность кадровой армии; оснастить армию и флот новым оружием и боевой техникой; реорганизовать органы управления видов вооруженных сил и родов войск; переработать оперативные и мобилизационные планы; усовершенствовать подготовку командных кадров и всю систему обучения и воспитания войск; усилить развертывание работ по подготовке театра военных действий и др. Эта работа была задумана в широких масштабах и по мере ее завершения должна была коренным образом изменить состояние вооруженных сил СССР.

Резкое увеличение численности армий вероятных противников в предвоенный период - Германии и Японии - вызвало необходимость изменить численность Красной армии и флота. Если к январю 1939 года советские войска насчитывали 1,9 млн. человек, то на 1 июня 1941 года - свыше 5 млн. человек. В последние предвоенные годы в СССР были резко увеличены ассигнования на военное производство. Налаживалось серийное производство новейших образцов боевой техники и вооружения. В их числе были лучшие танки того времени - Т-34 и КВ (однако выпустить их перед войной удалось только около 1800 единиц), новые самолеты Ил-2. Это позволяло приступить к перевооружению сухопутных войск, авиации и флота. Но, к сожалению, к началу фашистской агрессии ни одно из намеченных крупных мероприятий по подготовке вооруженных сил СССР к войне не было доведено до конца.

Не была решена и одна из основных проблем - проблема с кадрами, которая возникла в результате различного рода сокращений и чисток, неоднократно проводимых в ходе всего предвоенного периода. Только в конце 1920 - первой половине 1930-х годов в результате крупномасштабных чисток из Красной армии было уволено 47 тыс. бывших офицеров русской армии, из них более 3 тыс. - репрессировано. Большой количественный и во многом непоправимый качественный урон был нанесен командным кадрам в результате необоснованных репрессий и арестов по "политическим" мотивам в 1937-1941 годах. Только с мая 1937 года по сентябрь 1939 в армии были репрессированы 36761 человек и на флоте - свыше 3 тыс. человек. Репрессии продолжались вплоть до начала войны. По этим же причинам в 1938-1940 годах сменились все командующие войсками военных округов, на 90% обновлены их заместители, начальники родов войск и служб, на 80% - руководящий состав корпусных и дивизионных управлений, на 91% - командиры полков, их помощники и начальники штабов полков. Значительный ущерб был нанесен руководящим кадрам центрального аппарата, военно-учебных заведений, а также кадрам руководящего политического состава. Из-за отсутствия кадров на руководящие должности часто назначались идейно закаленные офицеры, но не имевшие не только практического опыта, но порой и достаточных военных знаний. К началу 40-х годов в Красной армии осталось около 6% участников гражданской войны и 30% командно-начальствующего состава, имевшего боевой опыт, приобретенный в 1938-1940 годах.

Необоснованное увольнение из вооруженных сил офицеров старой армии, являвшихся в большинстве своем носителями лучших традиций русского воинства, уничтожение наиболее талантливых и опытных военачальников и командиров нанесли огромный ущерб строительству, а также подготовке Красной армии и флота. Это создало исключительно благоприятные условия для противника. Гитлер не случайно заявил перед самым началом войны, что Россию необходимо разгромить и "лучше это сделать сейчас, когда русская армия лишена руководителей".

Красная армия и флот встретили войну, не завершив реорганизацию. Не стал исключением и Западный особый военный округ (ЗапОВО) (командующий генерал армии Д.Г. Павлов, начальник штаба генерал-майор В. Е. Климовских, член Военного совета корпусной генерал А.Я. Фоминых). ЗапОВО прикрывал границу на белорусском направлении – на участке от южной границы Литовской ССР до северной границы Украинской ССР. Перед округом стояла задача не допустить вторжения противника на территорию СССР, упорной обороной укреплений по линии государственной границы прикрыть сосредоточение и развертывание войск. Характер действий предполагался активный. Попытки врага прорвать оборону намечалось отражать контратаками и контрударами корпусных и армейских резервов с использованием мехкорпусов и авиации. Боевые действия планировалось перенести на территорию агрессора. Исходя из этой задачи, создавалась и готовилась группировка сил и средств, оборудовалась территория округа.

ЗапОВО был одним из сильнейших военных округов в советских вооруженных силах. В нем насчитывалось около 672 тыс. человек, 10087 орудий и минометов, 2201 танк (в том числе 383 новейших KB и Т-34) и 1909 самолетов (из них 424 новых). Это составляло четверть войск, сосредоточенных в западных округах. По своему составу ЗапОВО уступал лишь Киевскому особому военному округу. На стыке Западного и Киевского округов базировалась Пинская военная флотилия (командующий контр-адмирал Д.Д. Рогачев).

В состав ЗапОВО входили армии: 3-я (штаб находился в Гродно, командующий генерал-лейтенант В.И.Кузнецов), 4-я (штаб в Кобрине, командующий генерал-майор А.А.Коробков), 10-я (штаб в Белостоке, командующий генерал-майор К.Д. Голубев), 13-я (штаб в Могилеве, командующий генерал-лейтенант П.М.Филатов).

К началу войны большинство соединений, а также 13-я армия находились в стадии реорганизации, перевооружения и формирования. Значительная часть соединений была недоукомплектована личным составом, оружием и военной техникой и уступала гитлеровским соединениям. Округ насчитывал 24 стрелковые дивизии. Их укомплектованность личным составом достигала 37-71% штата военного времени. Уровень боевой подготовки был крайне низким. Большой контингент личного состава, призванный из запаса, за зиму и весну 1941 года не успел пройти курс боевой подготовки. Во многих соединениях до штатов военного времени недоставало 6-7 тыс. человек.

Особенно плохо обстояло дело с укомплектованием автобронетанковых войск. Из шести создаваемых механизированных корпусов почти полностью имел материальную часть только 6-й (командир генерал-майор М.Г. Хацкилевич), остальные пять были укомплектованы на 5-50% танками БТ и Т-26, которые подлежали замене машинами новых конструкций. Половина из восьми танковых дивизий, находившихся в армиях, была не укомплектована. Три из четырех моторизованных дивизий не имели танков, автотранспорта и средств тяги для артиллерии. Около 83% танкового парка составляли машины устаревших марок. С апреля 1941 года они стали заменяться на Т-34 и KB, однако этот процесс проходил крайне медленно. Многие мехкорпуса слабо были обеспечены автотранспортом. Причем 30% имеющихся автомашин нуждались в капитальном или среднем ремонте. Положение усугублялось малыми возможностями ремонтных средств и отсутствием запасных частей. Остро ощущался недостаток боеприпасов к танковому вооружению. Округ испытывал настоящий кадровый голод. В связи с одновременным развертыванием большого количества танковых и моторизованных соединений не хватало средних и младших командиров-танкистов и танковых техников. Укомплектованность мехкорпусов офицерами-танкистами составляла 45-55%, сержантами - всего 19-36%.

Военно-воздушные силы ЗапОВО состояли из восьми авиадивизий, 36 авиаполков и восьми корпусных авиаэскадрилий. Они были оснащены в основном самолетами старых типов. Из 855 истребителей новыми были только 253 машины (29,6%), из 466 фронтовых бомбардировщиков - лишь 139 (29,8%). Остро ощущались нехватка штурмовой авиации - основного средства поддержки войск. Всего было 85 машин, из них 8 Ил-2. Неудачной была и структура организации ВВС округа. Немецкую группу армий "Центр", которая была нацелена на территорию Беларуси, поддерживало крупное авиационное объединение - воздушный флот, что позволяло массированно использовать авиацию на направлениях наступления главных группировок. ЗапОВО таких объединений не имел. Все авиасоединения распределялись между округом и армиями. Централизованного управления авиацией не было. Более того, 37,5% авиадивизий были смешанными, на вооружении у них находились бомбардировщики, штурмовики и истребители. Освоение техники шло медленно. Ощущалась острая нехватка боеготовых экипажей. Накануне войны в ЗапОВО некомплект составлял 446 экипажей. Базировались ВВС из-за недостатка аэродромов скученно. Часть аэродромов не имела необходимого оборудования, подъездных путей, средств связи, емкостей для горючего, запасов боеприпасов. Так, из 57 оперативных аэродромов, расположенных западнее Минска, горючее было на 22. Часть аэродромов истребительной авиации находилась в непосредственной близости от государственной границы - в зоне досягаемости артиллерийского огня противника, здесь же базировалась большая часть машин нового типа.

Согласно планам Генерального штаба, ЗапОВО силами своих армий должен был осуществлять прикрытие границы. Для этого предусматривалось создать 4 армейских района прикрытия на фронте 470 км. Были подробно разработаны варианты действий войск с учетом предполагаемых пяти направлений наступления противника. В плане прикрытия были тщательно разработаны пять вариантов действий войск на случай прорыва противника через армейские районы обороны. Но при разработке плана были допущены значительные просчеты. Группировка войск в ЗапОВО больше подходила для наступления, чем для обороны. Сил и средств для прикрытия государственной границы выделялось недостаточно. В первый эшелон армий прикрытия выделялось всего 13 дивизий, в результате чего каждая из них получала достаточно широкую полосу обороны. В среднем на дивизию приходилось в 3-й армии - 40 км, 10-й - около 33, 4-й - 37,5 км. Во вторые эшелоны армий прикрытия, располагавшиеся в 10-90 км от границы, включались 12 танковых и моторизованных дивизий и одна кавалерийская. 18 дивизий (в том числе шесть танковых и моторизованных) входили в резерв командующего округом.

Основная масса соединений округа сосредоточивалась в белостокском выступе. Из 26 дивизий первого эшелона здесь развертывалось 19, в том числе все танковые и моторизованные. Наиболее сильная 10-я армия находилась в центре оперативного построения. Они была выдвинута вперед по сравнению с 3-й и 4-й. В результате фланги созданной группировки оказались слабыми, чем и воспользовался противник в начале войны: нанеся мощные фланговые удары, он окружил большую часть войск в белостокском выступе.

Война застала войска ЗапОВО в следующем положении: наиболее боеспособные войска 10-й армии находились в белостокском выступе вблизи границы в лагерях и казармах. Из внутренних районов округа (150-400 км от госграницы) к государственной границе выдвигались стрелковые корпуса: 2-й (100-я, 161-я стрелковые дивизии), 47-й (55, 121, 143-я стрелковые дивизии), 44-й (62-я и 108-я стрелковые дивизии), 21-й (17, 37, 50-я стрелковые дивизии). Управление 13-й армии продолжало оставаться в Могилеве. Части 30-й танковой дивизии проводили тактические учения, 42-я стрелковая и 22-я танковая дивизии готовились к учению, которое было отменено в последние часы перед началом войны. Зенитные артиллерийские части 4-й армии находились в окружном лагере под Минском. Непосредственно на границе, осуществляя ее охрану, находились только пограничные войска. Здесь же, не имея оружия, на строительстве укрепленных районов были заняты инженерные части и подразделения, а также выделенные для этих работ стрелковые войска из дивизий первого эшелона.

Не все было сделано и для обеспечения твердого управления армиями и поддержания непрерывной связи с ними. Для связи в войсках ЗапОВО до начала войны в основном использовались телеграфные и телефонные линии Наркомата связи. Опора на проводные средства оказалась ошибочной. Противник диверсионными группами нарушил проводную связь в первые часы боевых действий, а на многих участках даже задолго до них.

Таким образом, война застала объединения и соединения Западного особого военного округа в состоянии неполной боевой готовности. Группировка, определенная планом прикрытия, не была развернута. Это не обеспечивало прочной обороны госграницы, прикрытия мобилизации и развертывания главных сил округа. Общее состояние войск ЗапОВО оказало решающее влияние на неудачный исход первых оборонительных операций на территории Беларуси.-0-

Оставить свое поздравление Все поздравления
Поздравления ветеранов на сайте
08.04.2015 | Некрасова Ирина
07.04.2015 | ученики 6-а класса МБОУ СОШ п.г.т. Уруша Амурской области
06.04.2015 | Закиров Эдуард Наилевич
04.04.2015 | Ученики 7 класса Филиала МБОУ СОШ п. Садовый в с. Хрущевка Самойловского района Саратовской области
04.04.2015 | Литвишко Людмила Валерьевна
© Разработка и сопровождение БелТА, 2010 - 2024
БелТА